BLOG -


Защита интеллектуальной собственности в России в условиях кризиса: мифы и реальность

В сложных экономических и политических условиях сегодняшнего времени в России на ежедневной основе принимаются решения, которые так или иначе затрагивают интересы бизнеса. Разобраться в особенностях нового правового ландшафта, как показывает практика, бывает сложно и российским судам, которые иногда принимают необоснованные решения, и государственным органам, которые вынуждены принимать нормативно-правовые акты в ускоренном режиме, что зачастую приводит к двусмысленности правового регулирования.

Со временем тексты нормативно-правовых актов уточняются, а судебные решения отменяются.

Однако до сих пор при попытке найти информацию о защите интеллектуальной собственности в России в популярных поисковых системах выдаются такие заголовки, как "Kein IP Schutz in Russland für EU Unternehmen" (Отсутствие защиты интеллектуальной собственности в России для компаний из ЕС), "Has Russia legalised intellectual property theft?" (Россия легализовала воровство интеллектуальной собственности?), "How Russia is using intellectual property as a war tactic" (Как Россия использует интеллектуальную собственность в качестве военной тактики).

В настоящем обзоре мы разберемся, что сегодня является мифом, а что реальностью в вопросе защиты интеллектуальной собственности в России.

Миф №1: В России не охраняются товарные знаки иностранных правообладателей

Поводом для данного заблуждения стало прогремевшее на весь мир дело Свинки Пеппы, которое в первой инстанции рассмотрел Арбитражный суд Кировской области 1. Предметом спора являлось использование российским предпринимателeм товарных знаков и рисунков, связанных со Свинкой Пеппой, без разрешения правообладателя – британской компании Entertainment One UK Limited.

Правообладатель требовал стандартной для российского закона денежной компенсации за незаконное использование товарных знаков и произведений.

Однако суд посчитал, что правообладатель злоупотребляет правом, обращаясь за судебной защитой, "С учетом введения ограничительных мер в отношении Российской Федерации и статуса истца (местом нахождения истца является Великобритания)". Соответственно в удовлетворении требований было отказано.

Реальность

Данное решение было отменено вышестоящим апелляционным судом, выводы проверены кассационным Судом по интеллектуальным правам и требования правообладателя о взыскании компенсации были (частично) удовлетворены 2.

Кроме того, в аналогичных ситуациях, когда нарушители ссылались на регистрацию правообладателей в так называемых

"недружественных странах" 3 и требовали на указанном основании отказать в заявленных требованиях, суды защищали права иностранных правообладателей и удовлетворяли их требования 4.

Российская Федерация входит в число стран-участников Протокола к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков от 28 июня 1989 года. В соответствии со ст. 4 (1)а) Протокола к Мадридскому соглашению с даты регистрации или внесения записи, произведенной в соответствии с положениями ст. 3 и 3ter, охрана знака в каждой заинтересованной договаривающейся стороне будет такой же, как если бы этот знак был заявлен непосредственно в ведомстве этой договаривающейся стороны.

Правообладатели охраняемых в России международных и российских товарных знаков вправе предъявлять к нарушителям требования о взыскании денежной компенсации в размере до 5 000 000 рублей (ок. 82 000 евро) или в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, требования о пресечении нарушения и проч.

Таким образом, на территории Российской Федерации гарантирована равная охрана интеллектуальной собственности иностранных организаций, в том числе зарегистрированных в так называемых "недружественных странах" и обеспечена надлежащая судебная защита прав.

Миф №2: В России можно использовать все патенты иностранных патентообладателей бесплатно

По действующему гражданскому законодательству Правительство России имеет право принять решение об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя 5.

Само по себе указанное право не является уникальным в мировой практике и основано на ст. 31 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности ("ТРИПС").

Решение об использовании патента без согласия патентообладателя может быть принято Правительством России лишь с соблюдением ритериев, установленных в ст. 31 ТРИПС, в случае крайней необходимости и в строго определенных целях:

  • для обеспечения обороны и безопасности государства или
  • для охраны жизни и здоровья граждан

На практике случаи выдачи таких разрешений носят единичный характер:

  • В 2020 году Правительство России разрешило 6 Акционерному обществу "Фармсинтез" использовать изобретения американских компаний Gilead Sciences, Inc. и Gilead Pharmasset, LLC, на 1 год без согласия патентообладателей в целях обеспечения населения России лекарственными препаратами с международным непатентованным наименованием "Ремдесивир".
  • 5 марта 2022 года Правительство России вновь разрешило использовать изобретения американских компаний Gilead Sciences, Inc. и Gilead Pharmasset, LLC до 31 декабря 2022 года без согласия патентообладателей в целях обеспечения населения Российской Федерации лекарственными препаратами с международным непатентованным наименованием "Ремдесивир".

Поскольку в данном случае речь идет о внедоговорном использовании патентов, по общему правилу правообладателям выплачивается компенсация.

6 марта 2022 года Правительство России своим Постановлением №299 помимо ставки 5% ввело ставку 0% в отношении компенсации правообладателям, чьи патенты были использованы на основании разрешения Правительства России без согласия таких патентообладателей. Данное правило распространяется на патентообладателей, связанных с иностранными государствами, которые (государства) совершают в отношении российских юридических или физических лиц недружественные действия.

Миф №3: В Россию можно ввозить любые товары без разрешения правообладателя

Возможность контроля правообладателями импорта товаров, маркированных товарными знаками, в ту или иную страну зависит от принятого там принципа исчерпания права.

Таких принципов три: международный, региональный и национальный. В случае с международным принципом, как только товар введен в оборот с разрешения правообладателя, последний теряет контроль за его последующей перепродажей в мире с точки зрения интеллектуальной собственности.

В случае с региональным или национальным принципами правообладатель контролирует ввоз своих товаров в каждый регион или страну соответственно.

В России, как и прежде, по общему правилу действует региональный (в рамках ЕАЭС) принцип исчерпания исключительного права на товарный знак: пока правообладатель не дал разрешение на ввоз маркированного своим товарным знаком товара на территорию ЕАЭС, данный ввоз будет считаться незаконным и может быть пресечен таможенными органами при определенных условиях и самим правообладателем, например, в судебном порядке.

Однако в данном правиле Правительство России сделало исключение в отношении правообладателей, заявивших о приостановке поставок своих товаров в Россию 7. Теперь, некоторые товары можно ввозить в Россию без согласия правообладателя, товарным знаком которого такой товар маркирован. Речь в данном случае идет исключительно об оригинальных товарах – поддельные товары запрещено ввозить в любом случае – такой запрет обеспечивается как административно-правовым, так и уголовно-правовым наказанием.

Для определения того, какой товар разрешен для параллельного импорта в Россию используется утвержденный перечень 8. Лишь при совпадении группы товара по таможенной номенклатуре, описания товара, а также таможенного кода (кода ТН ВЭД) или товарного знака, указанного в перечне, товар считается разрешенным к параллельному импорту.

Таким образом, несмотря на разрешение параллельного импорта, данные правила носят ограниченный характер. Как правило, если правообладатель обеспечивает наличие на рынке соответствующих товаров, риски попадания в указанный перечень минимальны.

1 Решение Арбитражного суда Кировской области от 3 марта 2022 года по делу№А28-11930/2021.
2 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.06.2022 №02АП-2571/2022 по делу №А28-11930/2021; Постановление Суда по интеллектуальным правам от 19 октября 2022 года по делу №А28-11930/2021.
3 Экскурс: "Недружественные страны" Правительством России был определен перечень так называемых "недружественных стран", куда входят все страны ЕС, США, Великобритания, Швейцария и некоторые другие. Однако данный перечень имеет, как правило, специфическое применение, связанное с исполнением обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами, в том числе правообладателями. Однако никакого значения для целей охраны прав на товарные знаки в России данный перечень не имеет
4 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2022 №18АП-6139/2022 по делу №А76-42835/2021 (Rovio Entertainment Corporation vs. ИП Мусаев Игбал Мамед Оглы); Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2022 №09АП-33279/2022 по делу №А40-162262/2020 (Medtronic, Inc. vs. ООО "В-Д-М"); Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2022 №05АП-1199/2022 по делу №А51-20464/2021 (MGA Entertainment, Inc. vs. ИП Савченко Ольга Борисовна) и проч.
5 Ст. 1360 Гражданского кодекса Российской Федерации.
6 Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 №3718-р "О разрешении акционерному обществу "Фармасинтез" использования изобретений без согласия патентообладателей в целях обеспечения населения Российской Федерации лекарственными препаратами с международным непатентованным наименованием "Ремдесивир".
7 Постановление Правительства РФ от 29.03.2022 №506 "О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы".
8 Приказ Минпромторга России от 19.04.2022 №1532 "Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия".

С уважением,

Александр Безбородов
Илья Титов

Contact us

Alexander Bezborodov T   +7 495 2329635 E   Alexander.Bezborodov@advant-beiten.com
Ilya Titov T   +7 495 2329635 E   Ilya.Titov@advant-beiten.com